Акции Пять самых неизвестных народов России

В канун Дня народного единства в рамках акции «Пять самых неизвестных народов России» мы рассказываем о народностях, которых официально называют «коренные малочисленные народы». Все потому, что жителей, относящихся к ним, в России проживает очень мало.

К самым малочисленным относят кереков. По данным Всероссийской переписи населения, которая проводилась в 2010 году, кереками в стране назвали себя лишь четыре человека. Этот народ является не только самым малочисленным, но и одним из самых малоизученных. Сегодня кереки проживают в селе Майныпильгыно в Чукотском автономном округе. Их язык не имел письменности и из него до наших дней дошли 4 - 5 тысячи слов. От своих ближайших соседей чукчей кереки отличаются лишь более низким ростом, не превышающим 150 сантиметров.

Вторым малочисленным народом России являются представители аварского субэтноса – чамалалы или чамалинцы. Они проживают в Республике Дагестан и Чеченской Республике и насчитывают всего 24 человека. Со своими соседями, аварцами, они издревле поддерживают тесные связи. Говорят, преподают и даже поют чамалинцы на аварском языке, однако знают и русский.

К малочисленным народам относят финно-угорскую народность водь. Сегодня вожане живут в Ленинградской области. Их численность составляет 64 человека. По мнению многих путешественников средневековья, женщины народности водь были самыми красивыми в Северной Европе. Они так же отличались добрым характером и весёлым нравом.

Кроме того, в России проживают 214 представителей народности сету. До сих пор не известно, откуда произошел этот народ. Есть предположения, что сету пошли от эстов в XIII веке, которые бежали в Псковскую землю от рыцарей Левонского ордена.

Пятым малочисленным народом страны являются энцы – коренной народ Российского Севера. Их численность составляет 227 человек. Известно, что раньше при рождении ребенку этой народности давали не имя, а прозвище, связанное с обстоятельствами его рождения или особенностями внешности. При достижении совершеннолетия ему давали имя кого-то из близкой родни. Говорят, что и сегодня энцы обращаются друг к другу не по имени, а по прозвищу, причем у одного человека может быть несколько.

Все пять вышеперечисленных народностей – малые по своей численности, но зато «большие» по своему значению. Возможно, проходящая перепись населения поможет найти новые ранее неизведанные народы, тем самым пополнив копилку истории нашей страны.

На территории Фёдоровского района нет малочисленных народов. Поэтому о своих впечатлениях от поездок в Ханты-Мансийский автономный округ нам рассказала Лариса Викторовна Волкова, заведующий отделом комплектации центральной районной библиотеки:

- Я несколько раз ездила в город Лянтор, расположенный в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Это город нефтяников, основанный в 1939 году. Впечатления от природы, посещения этнографического музея народов ХМАО просто фантастические. Коренное население этих мест - ханты. Конечно, это не самый неизвестный и малочисленный народ, его численность превышает 30 тысяч человек, но в масштабах России всё воспринимается по-другому. Удивительно, но ханты сохранили свою культуру до наших дней. Они и сейчас живут согласно древним традициям и обычаям.

- Как это удаётся в городе, где развита промышленность?

- Ханты живут в угодьях. В основном они занимаются охотой, оленеводством, рыбным промыслом. Собирают морошку, клюкву, голубику, т.е. ягоды, произрастающие на болотах. В Лянтор приезжают продавать на рынке северные ягоды, вяленую рыбу, украшения, изготовленные их мастерами.

- Это дружелюбный, открытый народ или наоборот не приветствующий посторонних?

- Я считаю, что это открытый народ, очень сплочённый, сумевший через века пронести традиции, обычаи предков. Ханты между собой разговаривают на хантыйском (остяцком) языке, но хорошо знают русский. Все они, и мужчины и женщины невысокого роста, где-то 150 – 155 см, круглолицые, ходят в национальной одежде, расшитой бисером. Был случай: мы с внучкой и зятем пошли на базар купить морошку. В этой ягоде полный набор микроэлементов. Поторговавшись, к слову ханты очень словоохотливы с покупателями, взяли ягоду и расплатились. И тут, к нашей Вероничке подбегает мальчик и вручает маленькое ведёрко морошки, и при этом что-то говорит на хантыйском языке. А продавец переводит сказанное: «Вы ему понравились!».

- Какие экспонаты представлены в Лянторском хантыйском этнографическом музее народов ХМАО?

- Утварь, предметы быта, одежда, музыкальные инструменты, а ещё есть музей под открытым небом. Дело в том, что у ханты строили для семьи четыре дома: зимний, весенний, летний и осенний. Зимний прятали в лесу, причём выбирали место, защищённое от ветра. Летний ставили на открытом солнечном месте. В каждом доме были кладовые на высоких ножках для одежды, пищи, рыболовной снасти, чтобы не подтопило талыми водами. Отдельный дом строился для роженицы, потом, когда рождался ребёнок, дом сжигали. Также практиковалось строительство охотничьих домиков. В древности у хантов процветал культ поклонения духам деревьев и животным, главным из которых считался медведь. В музее в качестве экспоната представлен череп медведя, дотронувшись до него можно загадать желание. Ханты до сих пор считают медведя священным животным и поклоняются ему, тем не менее, охота на него не запрещается. Наоборот, добыть медведя считалось большой удачей и обязанностью устроить родственникам и соседям большой праздник. Музей я посещаю во время каждой поездки, потому что это визитная карточка города. Там проходят свадебные обряды, муж и жена, даже русские, могут освятить брак по обычаям хантов. Молодожёнов угощают чаем с брусникой.

У меня есть много фотографий, сделанных в этнографическом музее ХМАО, и я охотно делюсь ими с читателями районной газеты.

Беседовала С. КУЗЬМИЧЕВА.

Фото из архива Л. ВОЛКОВОЙ.

Фото в электронке 28 октября «библиотека Фёдоровского района» фото ханты

17:15 02.11.2021
1631

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 990x90px banbottom
Яндекс.Метрика